Сатиновое переплетение схема из бумаги. Саржевое переплетение полотна: виды, свойства ассортимент

Класс: 6 технология

Дата: 28.11.2014

Тема:Виды ткацких переплетений .

Цели урока:

1. Ознакомить учащихся с классификацией ткацких переплетений

2. Изучить понятия “Раппорт”, “Раппорт по основе” “раппорт по утку”.

3. Научить определять вид переплетения по лицевой и изнаночной стороне ткани и выполнять их.

4. Способствовать формированию и развитию трудовых и эстетических качеств личности.

5. Развитие сенсорных и моторных навыков.

6. Способствовать развитию речи учащихся, формированию и развитию самостоятельности.

Методы обучения:

1. словесные: вопросы, объяснение, беседа

2. объяснительно-иллюстративный,

3. наглядные: слайды, таблицы, коллекции образцы тканей и переплетений, ИК.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент:

2. Сообщение темы урока:

«Виды ткацких переплетений»

Цель урока.

Как вы думаете. Зачем ребята нам нужно это знать? (Ответы написать на листах и прикрепить на доску, от каждой группы по одному ответу.)

Давайте поиграем и вспомним, что мы уже знаем из курса 5 класса и предыдущего урока о происхождении натуральных волокон, ткачестве, основе и утке, о долевой нити и правилах ее нахождения.

3. Актуализация знаний:

Вопросы к классу:

Какие волокна называются натуральными?

Перечислить животных, из шерсти которых получают волокно.

Какова последовательность первичной обработки шерсти?

Что называют натуральным шелком?

Перечислить стадии тутового шелкопряда.

Страна происхождения шелка? Какова цель первичной обработки шелка?

Как определить в ткани долевую и уточную нить?

Что такое основа и уток?

По образцу определить долевую нить в ткани.

4.Объяснение новой темы.
В зависимости от сложности ткацкие переплетения делятся:
1. Простые (гладкие)
2. Мелкоузорчатые
3. Сложные
4. Крупноузорчатые
Простые (гладкие) ткацкие переплетения:
- полотняное
- саржевое
- атласно-сатиновое
Полотняное переплетение: основные и уточные нити чередуются через одну нить.


Схема полотняного переплетения.


Ткани полотняного переплетения имеют одинаковую поверхность.
Раппорт равен двум нитям.
Полотняное переплетение применяется для выработки:
Хлопчато-бумажных тканей: ситец, бязь, маркизет, батист.
Льняные ткани: бортовка, парусина.
Шелковые ткани: креп-дешин, креп-жоржет.
Шерстяные ткани: сукна и костюмные ткани.

Саржевое переплетение имеет отличительную особенность - "рубчик".


Схема саржевого переплетения.

На лицевой поверхности рубчик идет снизу вверх слева направо.
Характерные признаки: наименьшее число нитей в раппорте 3.
При прокладывании уточной нити ткацкий рисунок сдвигается на одну нить.
Саржевое переплетение обозначается дробью: число основных перекрытий / число уточных перекрытий.
Саржа: 1/2, 1/3, 1/4 - уточная
Саржа: 2/1, 3/1, 4/1 - основная.
Саржевое переплетение обладает большей эластичностью, мягкостью, но меньшей плотностью, чем полотняное, т.к. перекрытия более удлиненные.

Атласное (сатиновое) переплетение
Ткани имеют на лицевой поверхности удлиненные перекрытия - поэтому лицевая поверхность гладкая и блестящая.

На поверхности сатина - уточные нити.

Схема сатинового переплетения.

На поверхности атласа - основные нити.

Схема атласного переплетения.

Раппорт не менее 5.
Сатиновым переплетением вырабатывают хлопчато-бумажную ткань - сатин.
У сатина высокая плотность по утку.
Атласным переплетением вырабатывают ткани:
Хлопчато-бумажные: сатин-дубль, ластик
Шелковые: креп-сатин, корсетные ткани, подкладочные.
У атласно-сатиновых тканей повышенное сопротивление к истиранию, но эти ткани очень сыпучи и скользят при раскрое.

Мелкоузорчатые переплетения

Производные
- комбинированные

Производные переплетения получаются путем усложнения или изменения простого переплетения.

Производные полотняного переплетения: репсовые переплетения и "рогожка".

Репсовое переплетение образуется путем удлинения основных или уточных нитей, т.е. основная нить может идти через 2-3 и более уточных нитей (или наоборотуточная нить может идти через 2-3 и более основных нитей). Репс бывает продольный или поперечный.

Схема продольного репсового переплетения.


Схема поперечного репсового переплетения.

"Рогожка" - двойное или или тройное полотняное переплетение.


Схема переплетения "рогожка".

Производные саржевого переплетения: усиленная саржа, сложная саржа, ломаная саржа.

Усиленная саржа отличается от простой саржи тем, что в ее переплетении нет одиночных перекрытий.
Плательные ткани: шотландка, кашемир (2/2)
Костюмные: бостон, шевиот (3/3)

Сложная саржа - чередование диагональных рубчиков.
Ломаная саржа ("Ёлочка")

Производные сатинового переплетения: усиленный сатин.

Комбинированные переплетения ::
- креповые
- орнаментные
- рельефные
- ажурные

Орнаментные переплетения создают на поверхности ткани узоры в виде полосок, клеток и контуров.

Креповые переплетения . На лицевой поверхности разбросаны удлиненные перекрытия, которые придают мелкозернистый вид ткани.

Рельефные переплетения - образуют на ткани рисунок с выступающими нитями: вафельные ткани.

Просвечивающие переплетения придают ткани ажурный вид. Нить основы или утка сдвигается с образованием просвета.

Сложные переплетения образуются из трех и более систем нитей.
К сложным переплетениям относятся:
- двухлицевые
- двухслойные
- пике
- ворсовые
- петельные
- перевивочные

Двухлицевые и двухслойные применяются для байки и драпа.

Ворсовые переплетения Ткани ворсовых переплетений имеют разрезной вертикально стоящий ворс. Ворс может быть сплошным или рисунчатым.
Ворсовые перплетения образуются из трех систем нитей:
1 ворсовая
2-3 коренные
Хлопчатобумажные ворсовые ткани: вельвет, бархат
Шелковые: бархат, велюр, плюш, искусственный мех.

Петельные переплетения: мохровая ткань.

Крупноузорчатые переплетения Размеры и формы рисунка очень разнообразны.
Бывают:

- простые
- сложные.
Ткани с крупноузорчатыми переплетениями: покрывала, гобелена, скатерти, салфетки.

5. Закрепление изученного.

Вопросы

Ткань — это текстильное изделие, изготовленное взаимным переплетением продольных (основы) и поперечных (утка) нитей в процессе ткачества. Сначала подготавливают нити основы и утка. Ткань вырабатывается на ткацком станке.

Потребительские свойства тканей зависят не только от сырьевого состава, но и от переплетения.

Переплетение — это порядок взаимного перекрытия нитей основы нитями утка.

Графическое изображение простых переплетений

Переплетение уточных нитей с основными

Места перекрещивания основы с утком называют перекрытием. На свойства ткани влияют длина и сдвиг перекрытия. В каждом ряду основные и уточные перекрытия расположены таким образом, что через какое-то число нитей порядок их расположения повторяется. Такой повторяющийся рисунок переплетения называется раппортом переплетения.

Переплетения подразделяют на четыре класса: простые (главные), мелкоузорчатые, крупноузорчатые (жаккардовые) и сложные.

Простые (главные) — это переплетения полотняное, саржевое, атласное (сатиновое). Полотняное переплетение — самое простое и распространенное, при котором лицевая сторона и изнанка ткани получаются одинаковыми. Полотняным переплетением вырабатывают бельевые, платьевые и другие ткани.

Саржевое переплетение характеризуется наличием на ткани диагоналевых полос, идущих снизу вверх направо. Ткань саржевого переплетения более плотная и растяжимая. Применяют такое переплетение при выработке платьевых, костюмных и подкладочных тканей.

Атласное (сатиновое) переплетение придает тканям гладкую блестящую поверхность, стойкую к истиранию. Лицевой застил может быть образован нитями основы (атласное) или утка (сатиновое переплетение).

Мелкоузорчатые переплетения — самые разнообразные и построены путем видоизменения простых переплетений (репсы, рогожки, ломаная саржа, диагоналевое и др.) или комбинации элементов простых или видоизмененных.

Крупноузорчатые переплетения (жаккардовые) характеризуются большими раппортами и многообразием ткацких рисунков, влияют в основном на эстетические свойства тканей. Такими переплетениями вырабатывают мебельно-декоративные, платьевые ткани и др.

Сложные переплетения характеризуются наличием трех или четырех систем нитей, например, двух систем нитей основы и одной или двух — утка (в первом случае — это ткани полутора, но втором — двухслойного переплетения). Так вырабатывают драпы, ворсовые ткани.

Ткань получают на ткацких станках в результате переплетения продольных нитей основы и поперечных нитей утка. Ткацкие переплетения, определяющие порядок взаимного расположения нитей основы и утка, подразделяются на че-тыре класса: простые, сложные, мелкоузорчатые и крупно-узорчатые (жаккардовые).

Простые переплетения отличаются гладкой поверхностью без узоров.

Полотняное переплетение имеет одинаковый рисунок на лицевой и изнаночной стороне.

Главные ткацкие переплетения:

1 — полотняное; 2 — саржевое; 3 — сатиновое; 4 — атласное

Ткани отличаются повышенной плотностью, жесткостью и прочностью.

Саржевое переплетение имеет на лицевой поверхности рельефные рубчики, направленные снизу слева вверх на-право под углом, величина которого зависит от соотношения количества нитей по основе и утку. Ткани саржевого переплетения по прочности уступают тканям полотняно-го переплетения, но превосходят их по мягкости.

Атласные переплетения получают путем перекрытия одной нитью основы четырех нитей утка (атласное) и наоборот (сатиновое). В атласном переплетении на лицевой поверхности преобладают нити основы, а в сатиновом — нити утка. Ткани имеют гладкую блестящую поверхность и высокую стойкость к истиранию.

Мелкоузорчатые переплетения отличаются наличием мелкого рельефного рисунка на лицевой поверхности ткани (рис.).

Мелкоузорчатые ткацкие переплетения: 1 — рогожка; 2 — ломаная саржа

Подразделяются на производные от простых переплетений (репс, рогожка, ломаная саржа, диагоналевое и др.) и комбинированные, получаемые сочетанием простых переплетений (креповые, вафельные и т. д.).

Репс и рогожка являются производными от полотняного переплетения. В репсе переплетаются две нити основы и одна нить утка или наоборот. Рогожка получается в результате переплетения одинакового количества (две и более) нитей основы и утка. Производные от саржи получают путем изменения длины перекрытий (сложная саржа), направления саржевых полосок (ломаная и обратная саржа), сдвига перекрытий — диагоналевое переплетение, отличающееся тем, что угол наклона диагоналевых полос к линии утка больше, чем в сарже.

Креповые переплетения создают зернистую, шероховатую поверхность ткани. Вафельные переплетения в виде рельефных квадратов и других фигур повышают мягкость, рыхлость и водопоглощение ткани. Применяют для выработки столовых полотенец. Просвечивающиеся имеют просветы различных размеров, что повышает их проницаемость и позволяет использовать для получения летних тканей.

Сложные переплетения получают из трех и более систем нитей: две нити основы и две нити утка, две нити основы и три нити утка и наоборот. Наиболее распространенными являются полутора- и двухслойные ворсовые и ажурные переплетения.

Полутораслойные получают из трех систем нитей: одна нить основы и две нити утка и наоборот, двухслойные — из четырех, иногда из пяти, систем нитей. Ткани отличаются повышенной толщиной, плотностью и теплозащитностью. Ткацкий рисунок на лицевой и изнаночной стороне может быть одинаковым и различным. Применяют для получения драпов и других тканей для пошива зимней и демисезонной одежды.

Ворсовые переплетения состоят из трех систем нитей и применяют для получения на поверхности ткани ворсового разрезного или петельного покрова. С разрезным ворсом вы-рабатывают бархат, плюш, искусственный мех и вельвет, отличающиеся высокими показателями износоустойчивости и эстетических свойств. С петельным ворсом получают мах-ровые ткани и изделия из них: полотенца, халаты, простыни и т. п., хорошо впитывающие влагу.

Ажурные переплетения отличаются большим количе-ством сквозных пор и применяются для изготовления легкой одежды.

Крупноузорчатые (жаккардовые) переплетения создают на базе простых, сложных и мелкоузорчатых переплетений.

Крупноузорчатые (жаккардовые) переплетения

Атласное переплетение — характеризуется разницей в длине перекрытия основы и утка, лицевой застил образован нитями основы (до четырех и более). Лицевая сторона тканей приобретает гладкость и повышенный блеск.

Ворсовое переплетение — применяется для выработки тканей с разрезным или петельным ворсом, для чего в структуру вводится третья нить — ворсовая основа или уток. Вырабатывают бархат, вельвет, плюш.

Двухслойные переплетения — состоят из четырех, (иногда пяти) систем, в которых две основы располагаются одна над другой, переплетаются утком и связываются между собой одним из утков. Они могут быть одно лицевые (с одинаковыми лицом и изнанкой) и двухлицевые (различным лицом и изнанкой).

Диагоналевое переплетение — образует на поверхности ткани выпуклые рельефные полосы, расположенные наклонно к нитям основы. Угол наклона этих полос обычно меньше или больше (в зависимости от плотности нитей по основе и утку) угла наклона саржевых полос в тканях саржевого переплетения. Применяют для выработки толстых, тяжелых тканей.

Длина перекрытия — характеризует величину одновременного перекрытия нитей, обозначается количеством перекрываемых нитей.

Крупноузорчатые (жаккардовые) переплетения — выполняются на ткацких станках с прибором Жаккарда, дающим возможность перекрытия нитей основы с утком в любом сочетании, вследствие чего обеспечивается возможность получения крупных ткацких узоров (геометрических узоров, цветочных орнаментов и др.).

Ломаная саржа — производное саржевого переплетения, строится на базе простой, усиленной или сложной саржи с изменением направления диагоналей через произвольное число нитей. Ткани с переплетением ломаной саржи имеют на поверхности рисунок в виде “елочки”.

Мелкоузорчатые переплетения — представляют собой производные от главных (полотняное, саржевое, атласное) или их комбинации, в результате создают на ткани мелкий ткацкий рисунок: рубчики, клетку и др.

Многослойные переплетения — состоят из более четырех систем. Применяются для выработки технических тканей.

Перевивочное переплетение — получают из двух основ — коренной и перевивочной. В процессе ткачества нити перевивочной основы при помощи специального приспособления пересекают соседние нити коренной основы и обвивают друг друга.

Переплетение — порядок взаимного расположения нитей в тканях, трикотаже, гардинно-тюлевых изделиях, определяющий их структуру, внешний вид и свойства.

Петельное (махровое) переплетение — характеризуется наличием на поверхности ткани петель (иногда их разрезают). Таким переплетением вырабатывают ткани для халатов, полотенец.

Пикейное переплетение — разновидность двухслойных переплетений, на лицевой поверхности которого образуется ткацкий рисунок в виде продольных и поперечных рубчиков, выпуклых клеток, ромбиков и т. д. Используют для выработки сорочек, детской одежды, воротников.

Полотняное переплетение — переплетение, при котором нити основы и утка поочередно покрывают друг друга по типу шахматной доски, что обеспечивает наиболее жесткую по структуре связь текстильных нитей основы и утка и увеличение прочности на разрыв.

Полутораслойные переплетения — состоят из трех систем нитей, в которой две нити основы переплетаются с нитью утка или одна основа — с двумя утками.

Раппорт переплетения — законченная часть рисунка переплетения ткани, при повторении которой получается непрерывный рисунок.

Репсовое переплетение — получается при удлинении перекрытий полотняного переплетения в направлении основы или утка. При удлинении перекрытий в направлении основы получают основный (поперечный) репс. При этом нити основы изгибаются, а нити утка почти прямолинейны, в результате на поверхности ткани образуются поперечные рубчики. При удлинении перекрытий в направлении утка получают уточный (продольный) репс, т. е. на поверхности ткани получаются продольные рубчики. Лицевая и изнаночная стороны тканей репсового переплетения одинаковы.

Рисунок переплетения — графическое изображение переплетения нитей в ткани, которое выполняется на клетчатой бумаге в прямоугольной системе координат. Основные перекрытия на рисунке обозначают закрашенными клетками, уточные — незакрашенными.

Рогожка или шашечное переплетение — характеризуется тем, что вместо одной нити основы располагаются две или три рядом лежащие нити, выступающие в переплетении за одну нить. Поверхность ткани оказывается покрытой более или менее крупными квадратиками, величина которых определяется числом нитей, образующих рисунок.

Саржевое переплетение — характеризуется тем, что основные и уточные переплетения располагаются со сдвигом в одну сторону на одну нить. В результате на ткани образуются косые (саржевые) полосы, идущие под некоторым углом снизу вверх. Направление сдвига перекрытий может быть слева направо и справа налево.

Сатиновое переплетение — в отличие от атласного имеет на лицевой стороне ткани застил из нитей утка.

Сдвиг переплетения — характеризует величину смещения (сдвига) каждого последующего перекрытия по отношению к перекрытию предшествующей нити. Обозначают цифрами (1, 2, З и т. д.), которые показывают, на сколько нитей смещается последующее перекрытие относительно предыдущего.

Сложная саржа — характеризуется комбинацией переплетений простой и усиленной саржи. В рисунке ее переплетения имеются рубчики разной ширины.

Сложные переплетения — характеризуются тем, что в образовании ткани участвуют две или более нитей основ или утка, т. е. вводятся лицевые, подкладочные, ворсовые нити и т. д. К сложным переплетениям относятся полутора- и двухслойные, многослойные, ворсовые, и перевивочные. Ткани таких переплетений имеют большую толщину, значительную поверхностную плотность.

Ткацкий рисунок — рисунок, который получается на поверхности ткани в результате переплетения нитей на ткацком станке.

Усиленная саржа — характеризуется увеличением длины перекрытий, числа нитей в раппорте (отсутствуют одиночные), саржевые полосы шире, рисунок переплетения четче.

Общие положения. Данный краткий обзор не претендует на глубину и полноту. Он предназначен для тех, кто прочитав на этикетке или ярлыке название ткани, из которой изготовлено швейное изделие, хотел бы представлять в общих чертах как эта ткань изготовлена и почему она имеет ту или иную фактуру.
Как известно, ткань - это текстильное полотно, изготовленное на ткацких станках путем переплетения нитей. Одни идут вдоль полотна и называются основными (нить основы), другие поперек полотна и называются уточными (нить утка). Нити эти располагаются друг к другу перпендикулярно.


То, как переплетены нити определяет внешний вид лицевой и изнаночная сторона любого текстильного полотна, его прочность, толщину, растяжимость, осыпаемость открытых срезов, способность к формованию в процессе влажно-тепловой обработки и т.д.
Вид переплетения нитей полотна влияет также на выбор вида текстильного изделия, которое будет изготавливаться из ткани и на её поведение во время раскроя и шитья.
Нити текстильного полотна переплетаются не так, кому что в голову взбредет, или хаотично. В этом деле существует строгий порядок.
Ткацкие переплетения делятся на 4 класса:

  1. Простые.
  2. Мелкоузорчатые.
  3. Сложные.
  4. Крупноузорчатые.

Простые (гладкие или главные) ткацкие переплетения.

К этим переплетениям относятся полотняные, саржевые и сатиновые (в т.ч. атласные).

Полотняное переплетение самое распространенное и самое прочное, а при большей плотности имеет повышенную жесткость. Ткани, выработанные полотняным переплетением, хорошо кроятся. При полотняном переплетении нити основы и уточные чередуются одна через одну в шахматном порядке.

Когда, при полотняном переплетении, нить основы тоньше уточной нити, на ткани возникает поперечный рубчик и такие переплетения называются ложным репсом. Таким переплетением изготовлены поплин, тафта и др.
Лицевая и изнаночная сторона ткани при таком переплетении одинаковы и имеют ровную, матовую поверхность.
Полотняным переплетением выработаны:

  • из хлопка - ситец, бязь, батист и др.;
  • из льна - льняные полотна, парусина, бортовка и др.;
  • из шелковых тканей - крепдешин, креп-жоржет, креп-шифон и др.;
  • из шерстяных тканей - сукно, костюмно-плательные и др.
Состав ткани, из которой изготовлено то или иное швейное изделие, указывается на специальной тканевой этикетке - «составнике », которая обычно вшивается в один из швов с изнаночной стороны.

Саржевое переплетение образует на поверхности полотна видимый диагональный рубчик, который проходит или сверху вниз и слева направо, или сверху вниз и справа налево.
Обычно диагональные рубчики идут под углом 45⁰. Если увеличивается плотность полотна, то диагональный рубчик идет более круто или более полого.

Выработанные саржевым переплетением ткани более плотные, толще и тяжелее чем полотняные ткани и несколько уступают им по прочности. Но они более гладкие и более устойчивые к истиранию. Обладают большей эластичностью, растяжимостью (особенно по диагонали) и драпируемостью.
Поскольку ткани, выработанные саржевым переплетением, легче растягиваются, то и при раскрое требуют большего к себе внимания, во избежание перекосов.
Чаще всего таким переплетением вырабатываются полушерстяные ткани (на хлопчатобумажной основе и с шерстяной уточной нитью - шотландка), полушелковые (шелковая основа и хлопчатобумажный уток - саржа), а также кашемир, габардин и др.

Сатиновое и атласное ткацкие переплетения.

Сатиновое и атласное переплетение отличаются тем, что имеют гладкую и ровную поверхность с повышенным блеском, которая образовывается от редкого переплетения нитей основы и утка. Если лицевая сторона ткани образована из уточных нитей, то ткань называется сатином, а переплетение сатиновым.

Если лицевая сторона ткани образована из основных перекрытий, то ткань называется атласом, а переплетение атласным.

Периодически повторяющийся рисунок этих переплетений (раппорт) строится из разного количества нитей 5/2,7/2,7/3,8/3,8/5.
Сатиновое и атласное переплетение дают возможность для очень четкого пропечатывания рисунка на поверхности полотна и повышенную износостойкость таких тканей. Они очень мягкие и эластичные.
Но ткани, выработанные такими переплетениями, особенно шелковые, имеют повышенные скольжение и осыпаемость срезов.
Сатиновым и атласным переплетением выработаны некоторые хлопчатобумажные (сатин), льняные и шелковые ткани (атлас, креп-сатин и т.д.)

Крупноузорчатые (жаккардовые) - простые и сложные крупноузорчатые.

Крупноузорчатые переплетения образуются на ткацких станках с жаккардовой машиной. Все они очень сложные и многообразные. Это и различные орнаменты, цветочные композиции, портреты и др.
Крупноузорчатые переплетения подразделяются на две группы: простые и сложные.
Простые крупноузорчатые переплетения образуются из двух систем нитей сочетанием простых, производных и комбинированных переплетений.
Таким переплетением вырабатываются хлопчатобумажные жаккардовые сатины, льняные скатерти, полотенца, салфетки и т.д.

Время чтения: 5 минут

Атласное (сатиновое) переплетение - еще один вид простых ткацких переплетений (наряду с полотняным и саржевым). Главным отличием от других переплетений является наличие длинных перекрытий нитей, за счет чего лицевая сторона ткани получается гладкой и блестящей. «Атласный» происходит от арабского aṭlas - «гладкий».

Особенности

Нити основы, идущие параллельно друг другу вдоль полотна, через значительный интервал попадают под нитку утка (она идет перпендикулярно основе), то есть, преобладают. Обычно в атласном переплетении четыре и более основных нити перекрывают одну уточную. За счет этого плотность укладки нитей становится высокой, а лицевая сторона получается гладкой, блестящей и скользящей, и, следовательно, повышается износостойкость и долговечность изделия из такой ткани.

Часто атлас путают с сатином, а все потому что тип переплетения у сатина такой же, с той разницей, что на лицевой поверхности преобладают уточные нити над основными.

Сырьем для атласных тканей является шелк и полушелк, для производства сатина обычно используют крученый хлопок или синтетические волокна. Чем больше крутка у хлопчатобумажных нитей, тем больше ткань блестит.

История производства

Первые атласные ткани появились в Китае более двух тысяч лет назад. Производились они из шелкового сырья, технология сохранялась в секрете в течение многих столетий. Популярность материала росла, она распространилась по всей Южной Азии, затем в Древнюю Грецию. В средние века атлас стал известным в Европе.

Так как сырье (натуральный шелк) был очень дорогим, из атласа шили дорогую одежду для императоров, священнослужителей и монархов. Лишь ближе к середине XX века, когда появилось синтетическое волокно, он стал доступен всем. Сейчас из атласа шьют женские вечерние наряды, блузки, платья, домашний текстиль.

Шелковый сатин начали ткать также в Китае, в XII веке. А в 1890 году был запатентован материал сатинового переплетения из хлопчатобумажного волокна. Хлопок сначала подвергают процессу мерсеризации: по очереди опускают в раствор щелочи и кислоты. От этого он становится более прочным и блестящим, а дополнительный атласный блеск хлопковому сатину придает крутка нитей: чем плотнее они скручены, тем сильнее будет блестеть материал и тем больше он будет весить. Применяется преимущественно для производства постельного белья, домашнего текстиля и летней одежды.

Свойства

Ткани, выработанные таким образом, обладают массой достоинств:

  • прочность и долговечность. При правильном уходе достаточно износостойкие и долго не теряют первоначальный внешний вид;
  • гигроскопичность (натуральные разновидности);
  • воздухопроницаемость. Позволяют коже дышать;
  • мягкость. Очень приятны к телу, не вызывают раздражений, поэтому часто используются в качестве подкладки;
  • непрозрачность. Даже самый тонкий атлас и сатин мало пропускают свет, поэтому они широко используются для пошива штор;
  • имеют способность драпироваться. Образуют красивые складки, мягко струятся и переливаются, отражая свет;
  • не электризуются. Натуральный шелк и хлопок не накапливают статическое электричество;
  • не дают усадку после стирки.

Также к шелку и хлопку может добавляться некоторый процент эластичных нитей (эластан, лайкра, спандекс), которые придают материалу растяжимость. Процент эластана может составлять от 1 до 30. Обычно его добавляют и в уток, и в основу, тогда получается полотно, тянущееся в длину и в ширину (би-стрейч). Если же эластан добавлен только в основу или в уток, то полотно будет тянуться либо вдоль, либо поперек (моно-стрейч).

Разновидности

Атласное полотно может быть гладким и с узором. К гладким видам относятся:

  • креп-сатин. Мягкая двусторонняя ткань. При производстве используют гладкие основные нити и крученые уточные;
  • дюшес. Очень плотный и жесткий материал с мерцающим блеском. Используется для пошива свадебных нарядов;
  • обувной атлас. Используется для изготовления нарядной женской обуви.

Для многих материалов гладкий атлас служит фоном. Дополняется он узором различных способов нанесения:

  • жаккард - рисунок получается при помощи цветных нитей или других способов ткацкого переплетения;
  • печать - рисунок наносят печатными валами;
  • тиснение - узор выдавливается термовалом;
  • вышивка - рисунок вышивают на готовой атласной ткани.

По видам узоров различают следующие виды атласов:

  • Хан-атлас, Маргиланский шелк или Ханский шелк изготавливают из нитей натурального шелка разного цвета. Получаются плавные мерцающие переходы. Используется такой материал для пошива национальных костюмов в восточных странах. Одно из названий происходит от города в Узбекистане - Маргилан - один из древних центров производства шелка.
  • Помпадур - с золотистой или серебристой вышивкой, обычно темных оттенков, напоминает парчу. Назван в честь фаворитки Людовика XV.
  • Ментенон - с цветами, вышитыми на темном или светлом фоне, назван в честь фаворитки Людовика XIV.
  • Трианон - атлас с контрастным растительным орнаментом в виде крупных листьев, гроздей, букетов. Назван в честь дворцов, расположенных на территории французской деревни Трианон.


Сатины также можно разделить на виды:

  • шелк-сатин - плотный материал, особенностью которого является наличие двух сторон: изнаночная хлопковая, а лицевая - шелковая;
  • мако-сатин - 100 % хлопчатобумажная ткань без добавления иных волокон. Производится из тонких нитей с обязательным соотношением поперечных и продольных нитей - 31 к 50;
  • жаккард-сатин - ткань с рисунком с лицевой и изнаночной стороны. Рисунок получается именно благодаря ткацкому переплетению. Разновидностью является страйп-сатин с рисунком в виде полос;
  • купонный сатин - материал с нанесенным рисунком определенного размера под конкретное изделие. Например, постельное белье: пододеяльники и наволочки имеют завершенные композиции, а не просто повторяющийся узор.

Особенности ухода

  • Рекомендуется ручная стирка с помощью средств для деликатных тканей.
  • Можно предварительно замочить изделия на 5 минут.
  • Нельзя сильно выкручивать и тереть.
  • Стирка должна производиться отдельно от изделий из грубой ткани.
  • При полоскании в воду можно добавить ложку столового уксуса, это поможет освежить цвет.
  • Гладить нужно с изнаночной стороны на режиме, который соответствует составу сырья.

Ткани атласного переплетения всегда смотрятся нарядно и дорого и имеют много положительных свойств. Из множества типов, различающихся по составу волокон и расцветке, вы всегда сможете выбрать ткань, подходящую именно вам.